В результате реформы электроэнергетики Россия получила резкое подорожание электроэнергии, а также увеличение числа аварий и катастроф. Сама же модернизация электроэнергетики пока остается под вопросом. Одна из главных целей реформирования – привлечение инвестиций, не достигнута, а конкурентные отношения так и не сформировались.
При этом преобразования в генерирующих компаниях существенно опережали развитие других сегментов отрасли, что создало ряд системных проблем. Например, износ сетей, который в ходе реформы почему-то отошел на второй план, пишет "Независимая газета".
Активность новых собственников, приведшая к кадровым перестановкам, изменению принципов управления активами, выводу непрофильных активов, привела к возникновению социальных конфликтов.
Создание долгосрочного рынка мощности (ДРМ), который должен был заработать еще в 2009 году, затянулось до февраля 2010 года.
Кроме того, скорректированная версия генеральной схемы размещения энергообъектов, рассчитанная на период до 2020 года, по-прежнему не учитывает интересы крупнейших потребителей, инвесторов и планы регионального развития. При этом схема развития электроэнергетики совершенно не коррелируется с планами развития ОАО «РЖД» и «Газпрома», и отсюда постоянно появляются истории, что нужно строить станции, согласно взятым на себя инвестиционным обязательствам, а «Газпром» не дает обязательств по поставкам газа, или «РЖД» не дает гарантий перевозки угля.
Эксперты называют 4 вероятных сценария дальнейшего развития отечественной электроэнергетики. Крайние варианты: возвращение к монополистической модели – объединение «Интер РАО», РусГидро и ФСК – или неконтролируемое развитие ситуации, вызванное социальными протестами, авариями и т.д. Они маловероятны, но тем не менее возможны.
Два более вероятных сценария – создание вертикально интегрированной модели, когда компании объединяют генерирующие и сбытовые активы, и модель либеральная, то есть чисто рыночная.
| ИГОРЬ НИКОЛАЕВ: ЗА РЕФОРМУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ГРАЖДАНЕ ЗАПЛАТИЛИ УСКОРЕННЫМ РОСТОМ ТАРИФОВ И СНИЖЕНИЕМ НАДЕЖНОСТИ, А 75 РАБОТНИКОВ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС - СВОИМИ ЖИЗНЯМИ | |
По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова, реструктуризация РАО «ЕЭС» не является синонимом реформирования и сама реформа сегодня явно не закончена. Крайне драматичной остается и тема подключения к энергосетям.
«Подвешена» проблема профессионального образования в отрасли. Все-таки диплом по специальности «бизнес-администрирование» не позволяет руководить энергокомпанией. Позитивного эффекта от реформы не ощутило и население. Граждане как платили по платежкам, составленным непонятно на каких основаниях, так и платят сегодня. Получается, что вместо одной естественной монополии страна получила 22 противоестественных. Говорить об идеальных сценариях не приходится. Не случайно, что один из них – возвращение к монополистической системе, то есть «поигрались, и хватит», после чего надо будет восстанавливать РАО ЕЭС. Однако наиболее вероятен вариант вертикальной интеграции», - уверен Симонов.
В свою очередь директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что за реформу электроэнергетики все потребители – предприятия и граждане – заплатили ускоренным ростом тарифов и снижением надежности. А 75 работников Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС) заплатили за эту реформу своими жизнями.
«В качестве причины этой катастрофы пытаются объявить, что кто-то недокрутил какие-то гайки, но, по-моему, главная причина разрушения СШГЭС – это неверная стратегия реформы. Тем не менее, реформа имела и некоторые позитивные результаты: появление рынка электроэнергии и уменьшение госмонополии. В отрасли появилась конкуренция, хотя и явно недостаточная», - отметил Николаев и добавил, что главной ошибкой в стратегии реформы стало игнорирование критического износа основных фондов и ставку на распродажу голубых фишек вновь созданных энергокомпаний. Проблему невозможности подключения новых потребителей и проблему дефицита мощности решила не реформа, а нынешний экономический кризис.
|